Функциональная грамотность — это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых человек может оказаться в реальной жизни.
Необходимое умение? Несомненно!
Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Что это за грамотность? И почему в современной школе ей уделяется столь высокое внимание?
На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.
Функциональная грамотность объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни. Читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. Важно научиться не просто читать, а читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.
Полезно организовывать деятельность школьников по работе с текстами в любой форме или контексте, по нахождению информации в сплошных и смешанных текстах. Кропотливо отбирать задания, соответствующие уровню читательской грамотности.
По словам В. А. Сухомлинского: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Используя приемы и методы быстрого и эффективного чтения, получим читающего, грамотного, думающего ученика.
Уровень сформированности читательской грамотности можно проверить на сайте «Российская электронная школа» в разделе «Функциональная грамотность» и на сайте ФГБНУ Института стратегии РО Российской Академии образования на странице «Банк заданий. Мониторинг формирования функциональной грамотности».