Подготовка к олимпиаде по литературе
Определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;
При подготовке необходимо изучить все ключевые произведения школьного курса литературы, узнать основные труды литературных критиков, выучить и понять важнейшие литературоведческие термины, разобраться с периодами в литературе и направлениями, знать их представителей, ознакомиться с биографиями писателей и поэтов, чье творчество изучается в школе.
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
Выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
Определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
При чтении литературного произведения начните вести читательский дневник (в электронном или письменном виде), в котором нужно указывать дату прочтения, автора, название произведения, его жанр, имена главных героев, основную мысль. Не забывайте отметить номера страниц, для того чтобы в будущем можно было легко найти нужные цитаты.
Интернет-ресурсы, помогающие при подготовке к олимпиаде по литературе:
В первую очередь ознакомьтесь с олимпиадными заданиями прошлых лет, такая проделанная работа поможет Вам выработать более четкий курс подготовки к предстоящей олимпиаде.
Выучите основные литературоведческие понятия и термины: стихотворные размеры, определения литературных родов и жанров, средств выразительности и т. д.
Выучите наизусть некоторые стихотворения: эти знания помогут без затруднений подкреплять свои умозаключения цитатами (к тому же заучивание наизусть развивает память).
Изучайте критическую литературу, литературоведческие статьи, желательно — после прочтения самой книги. Познакомьтесь с биографией писателя, эпохой, в которую было написано это произведение.
Учитесь делать комплексный анализ лирического текста: определять тему, видеть композицию, выделять ключевые слова, мотивы, детали.
На самой олимпиаде по литературе успокойтесь, внимательно прочтите задания, в первую очередь выполните те, в ответе на которые Вы уверены, затем приступайте к более сложным заданиям.
Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы следующие умения и навыки:
Объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
Анализировать литературные произведения разных жанров;
Определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
Выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
Представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
Собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;
Писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;
Выразительно читать произведения художественной литературы с учетом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям);
Определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;
Ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.